Наши путешествия

Таймыр - территория Большой рыбалки

Небольшой опыт, который мы получили во время двух поездок на Таймыр на плато Путорана, в уникальный край тысячи озер и бесконечной тундры, позволил нам сделать некоторые выводы об особенностях спортивной рыбалки в этом суровом крае вечной мерзлоты.

90.9Kb

Река Рыбная

Первая наша поездка состоялась в июле 2007 года, когда члены рыболов­ного клуба "Васильсурская слобода" Сергей Лобас, Вадим Сыромятников и Вячеслав Чудин совершили десант на горный массив, расположенный на северо-западе Среднесибирского пло­скогорья. Целью экспедиции являлось знакомство с особенностями местной рыбалки, и, в частности, ловля крупно­го хариуса, которым славятся здешние места.

Добрались мы до места рыбалки до­вольно быстро: сначала привычный путь от Нижнего до Москвы, затем 6 часов полета из Домодедово до Норильска на ИЛ-86, и напоследок 30 минут на вертолете МИ-8, который "забросил" нас за 100 км от Норильска на реку Рыб­ная, которая вытекает из озера Кета.

Уже с самолета, а потом и вертоле­та, мы не могли налюбоваться мест­ным пейзажем: тысячи и тысячи озер, соединяющихся небольшими речками, а вокруг них сплошная труднопрохо­димая тундра.

Наш лагерь (два ветхих сарая с на­рами и буржуйками) расположился в удобном для рыбалки месте: неподале­ку два резких поворота реки, которые образовывают мощные пороги, один из которых был практически неболь­шим водопадом.

Вода в реке течет с ледников, поэто­му на вид хрустальная, с температурой не более 3 градусов, а на вкус - просто минеральная. Было довольно необыч­но пить ее во время рыбалки прямо из реки, зачерпнув кружкой или просто ладошкой. В этот момент с сожалени­ем вспоминалась вода в нашей Волге-матушке...

Но эта красота очень обманчива -течение было настолько сильным, что буквально сбивало с ног. А если учесть, что дно усеяно скользкими круглыми гранитными валунами, перемещение по дну пешком было просто опасным (о чем нас сразу же проинструктирова­ли местные егеря, прибавив при этом "кровавую" историю о том, как кто-то очень опытный просто поскользнул­ся, и его сразу же утащило течением). Так что свои перемещения по реке в забродных сапогах мы выполняли с большой осторожностью.

Большой водопад, находящийся ниже от нас по течению в 10 км, полностыо перекрывал доступ местных рыболовов на катерах из Норильска, поэтому летом эти нетронутые места были доступны только на вертолете.

Именно здесь мы надеялись встре­титься с хариусом, и наши ожидания не были напрасными.

109.8Kb

Во время домашней подготовки к этой рыбалке мы запаслись изрядным количеством вращалок "окуневых" размеров (типа DAIWA Silver Creek Spinner 6 и 9 г), ведь мы готовились побороться с хариусом довольно круп­ного для России размера - до 2,5 кг.

Однако при разборке снастей на ме­сте наши проводники сразу огорошили нас тем, что ловить хариуса можно, по их мнению, только на вращающиеся блесны Mepps нулевого размера (ко­торых мы, естественно, не взяли).

Возникшее напряжение снял экс­перт базы "Васильсурская слобода" -наш неутомимый Вячеслав Чудин, который, смело применив свои стандартные окуневые чудо -вращалки собственного изготовления, спокойно выудил двух полуторакилограммовых хариусов прямо напротив лагеря и до­ходчиво объяснил нам и местным "або­ригенам", почему на его (Вячеслава) вращалки он (хариус) будет ловиться. Вячеслав открыл пасть хариуса и вло­жил в нее блесну. Сравнение размеров пасти и приманки нас впечатлило, бо­евое настроение восстановилось, и мы приступили к рыбалке.

87.8Kb

Клевала рыба отменно: за два - два с половиной часа можно было поймать до 20 красивых рыбин весом от 1 до 2 кг. Кстати, наши попытки отпускать пойманную рыбу были немедленно остановлены проводниками, в планах которых, как оказалось, была заготов­ка определенного количества свежего хариуса (для чего они и взяли с собой сети). Однако, увидев наши успехи в поимке хариуса спортивной снастью, проводники решили свои усилия на­править на переработку рыбы, что за­нимало у них немалое время (ввиду большого количества наших трофеев).

146.3Kb

Потом они признались, что мест­ные на спиннинг хариуса не ловят. Для этого они кроме сетей используют снасть типа бомбарды, на которую на Волге у нас ловят чехонь. После тяже­лого самодельного поплавка следует метровый поводок с 3-4 одинарными крючками с шерстью оленя или пти­чьего пуха. Снасть нам показалась до­вольно грубой и неинтересной (хотя и очень уловистой).

Мы быстро поняли, что хариус сто­ит небольшими стайками в ямках глу­биной до 1,5 метров, которые находят­ся за любыми порогами и перекатами. Так как течение реки очень быстрое, необходимо забрасывать блесну ме­тров на 8 выше по течению от ямы, тог­да и удается протащить приманку во время ее сноса через всю яму. В случае правильного заброса поклевки следо­вали практически всегда. Однако ямам надо было давать отдых на несколько часов после поимки 5-8 особей. Вскоре мы уже знали почти все эти ямки по­близости лагеря, поэтому двинулись ниже по течению для дальнейшего изучения реки.

Там мы обнаружили, что глубина реки у заросшего высоким кустарни­ком и деревьями берега значительно больше, чем на русле, поэтому основ­ной задачей было пролезть сквозь гу­стой кустарник к воде и умудриться сделать заброс как можно дальше, не зацепив блесной окружающие со всех сторон ветки. Вращалку быстро сно­сило к берегу метров на 30-40 вниз по течению, и основная проводка начина­лась уже на расстоянии не более 2 ме­тров от заросшего берега.

Хариус, который прятался прямо около берега под нависшими кустами, клевал очень резко, сопротивлялся отчаянно, его вываживание шло всег­да против течения, что дарило неза­бываемые ощущения. А при ловле на лайтовый спиннинг (Shimano с тестом 2-14) удовольствие от борьбы с этой сильной рыбой было просто восхити­тельным!

104.7Kb

Здесь стали клевать более круп­ные особи, а также были выловлены несколько 2-килограммовых сигов. Но за это удовольствие пришлось "за­платить" тем, что мы постоянно про­валивались в мягкий берег, набирая ледяную воду в забродные сапоги. Вы­сушить их на костре при температуре 5-6 градусов было практически не­возможно, поэтому я тихо грустил по поводу забытых вейдерсов... (Кстати, именно вейдерсы потом великолепно показали себя на Камчатке, позволяя мне заходить в горную речку по пояс при выборе более удачного места для заброса. Очень рекомендую их всем рыболовам, отправляющимся на гор­ные реки!)

Каждая рыбалка прекращалась по­сле поимки 15-20 рыбин, и только по­тому, что довольно большой вес надо было нести до лагеря метров 600, а это совсем не здорово с учетом того, что мы находились на 800 м выше уровня моря, и идти надо было по вязкой тра­ве...

Три с половиной дня пролетели как один, при этом с учетом полярного дня (ночь при облаках ничем не от­личалась от дня) мы ловили рыбу как ночью, так и днем.

Поэтому и спали просто непонятно когда и по несколь­ко раз в сутки, не более 3-4 часов "за один сон"...

Для разнообразия мы пробовали обловить небольшие озера, в изобилии окружавшие нас, но, кроме килограм­мовых щук, там ничего не обнаружили.

Кстати, когда Вячеслав подсек 3,5 кг щуку на реке, она оказала такое сопро­тивление, что поначалу мы подумали, что клюнул голец или небольшой тай-мешонок. Видимо, сильное течение реки сделало эту довольно обычную по нашим стандартам щучку значительно сильней своего волжского собрата!

Из оригинальных особенностей на­шего пребывания на реке Рыбной мож­но выделить появление на территории лагеря крупного полярного волка. Он приходил, не смущаясь нашего вида, и в ночное, и в дневное время и воровал свежую рыбку, которую мы оставляли в 20 метрах от лагеря в ведрах для по­сола.

А еще здоровенная медведица, на­верное, в знак протеста против нашего пребывания в ее угодьях, регулярно накладывала свои душистые кучи на тропах, по которым мы ходили к ме­стам рыбалки. Наверное, чтобы мы не расслаблялись? В общем, присутствие крупной местной фауны чувствова­лось, и это немного бодрило...

Обратный полет до Норильска про­шел без приключений, если не считать приключением то, что нас забрали из лагеря на сутки позднее.

Кстати, хочу отметить, что если ваша рыбалка связана с вертолетом, то надо всегда быть готовыми к тому, что повезут вас на рыбалку или забе­рут с нее обязательно с опозданием. Причем опоздание до полусуток опо­зданием для вертолета не считается. Вы можете долго и нудно томиться после назначенного заранее часа вы­лета, находясь в полной неизвестности о новом времени его прилета, а затем в самый неподходящий момент, когда все мыслимые для нормальной жизни сроки уже прошли (и когда вы напол­нили стаканы, чтобы скрасить тоску ожидания, сели пообедать, легли спать или просто удалились по нужде), вер­толет подлетает, и начинается быстрая погрузка, которая занимает не более 3 минут. За это время вы должны добе­жать до вертолета, на ходу доедая, до­пивая или застегивая штаны, быстро закинуть в него рюкзаки, емкости с со­леной рыбой, тубусы и себя.

116.2Kb

Снасть автора: спиннинг St.Croix 14-56 г, катушка Daiwa 3.000 FORCE с плетенкой 0,22 мм

Абсолютно ошалевшие от шума ра­ботающего двигателя, скорости пере­мещения себя и вещей, только минут через 5 после взлета вы начинаете раз­личать, что неудобно сидите на каких-то вещах, бочках или досках рядом с такими же небритыми, усталыми, не­знакомыми братьями по увлечению и наконец-то осознаете, что вертолет все-таки вас забрал...

А рыбалкой на северного хариуса мы остались очень довольны!

Озеро Кета

Еще во время прошлой экспеди­ции на Таймыр в 2007 году мы много слышали от местных рыболовов об арктическом гольце - крупной силь­ной рыбе весом до 15 кг. Поэтому мы решили, что обязательно вернемся на плато Путорана, чтобы половить этого хищника.

Наш норильский товарищ Стае Барбашин предложил нам провести рыбалку гольца на озере Кета. Его рассказы о размерах этого озера по­ражали: около 100 км длиной, глуби­на - до 300 м, ширина от 2 до 4 км. А вероятность поимки метровых рыбин, которые были его трофеями и которые (по его рассказам) просто стаскивали неопытных рыбаков в воду, будоражи­ли наше воображение!

И вот в сентябре 2008 года наша экспедиция в составе Сергея и Дени­са Лобасов, Сергея Оверина и Вадима Сыромятникова вновь прилетает в Норильск. Небольшие сборы, закупка продуктов - и мы на вертолете, кото­рый за 45 минут доставляет нас уже по знакомому маршруту до озера Кета, причем из этого времени мы целых 20 минут летели над этим удивительно красивым озером.

Оказалось, что наш лагерь нахо­дится недалеко от его начала. Сим­патичные домики на двоих, столовая, баня - все это из лиственницы. До­рожки между домами выложены из досок. Два катера - "Казанка-5М" - с 30-сильными моторами Mercury. Усло­вия для жизни и рыбалки более чем приличные!

Однако это нас мало интересует, ведь наша главная цель - голец - со­всем рядом, поэтому мы быстро сна­ряжаем снасти и садимся в катера, чтобы помчаться на вечернюю рыбалку.

При посадке в катера мы с ужасом обнаруживаем, что уже так привыч­ный нам на Волге эхолот отсутствует. И это при глубинах до 300 м и ширине озера в устье около 1 км... Но мы бы­стро нашли выход: в каждом катере будет находиться местный рыбак - те­перь вся надежда на их опыт.

Вообще тема эхолота - очень серьез­ная и болезненная тема. Автору этих строк доводилось неоднократно ры­бачить на очень престижных (и доро­гих) базах на Нижней Волге и в дельте. Меня всегда удивлял тот факт, что на многих тамошних рыболовных базах на катерах отсутствуют эхолоты. Почему-то забывается, что рыболовы едут в далекие края для того, чтобы в основ­ном ЛОВИТЬ РЫБУ. А обнаружить наиболее вероятные места ее пребы­вания - бровки и свалы - при ширине Волги в два километра практически не­возможно. Эхолот стоимостью 150 дол­ларов на катере для меня значительно важнее, чем наличие на базе шикарной сауны с искусственным бассейном дли­ною 10 метров, ванны с гидромассажем в номере или кучи телескопов (!?) для наблюдения за звездами...

56.7Kb

Поэтому дружеский совет: отправ­ляясь на рыбалку на неизвестную базу, обязательно позвоните туда и уточни­те наличие эхолотов. А уж если просто собираетесь в "дикую" экспедицию -обязательно берите с собой перенос­ной эхолот! Мы торжественно покля­лись на озере Кета, что больше без него никуда не поедем...

По дороге местные рассказали нам, что ловят гольца в местах впадения в озеро небольших горных речек (а по нашему размеру - ручьев) на бровках от 2 до 10 метров и предложили начать с устья реки Окоран, которая впадает в Кету в самом его начале.

110.1Kb

Ловить местные рыболовы пред­почитают крупными вращалками, например, Mepps № 6. Спиннинги и катушки их не отличались особой элегантностью, главной особенность в них были внушительные размеры. А плетенный шнур казался нам про­сто чудовищным - просто какой-то тонкий шпагат! На наши вопросы по этому поводу последовали рассказы о 10-15-килограммовых гольцах и о том сопротивлении, которое они ока­зывают при вываживании, как ломают спиннинги и рвут "плетенку" и пр.

Под эти страшилки около 15 кило­метров мы "пролетели" совсем неза­метно. И вот мы бросаем якорь метрах в 50 от устья довольно крупного ручья, и, несмотря на довольно сильный ве­тер, рыбалка начинается!

Первым взял гольца Сергей, причем 5-килограммовый красавец позарился не на гигантский Mepps, а на довольно мелкую самодельную "чудо"-вращалку нового образца (примерно №2 по классификации Mepps), которую пре­зентовал ему на базе "Васильсурская слобода" автор блесны - москвич Вя­чеслав Чудин.

100.5Kb

Справедливости ради, все таки надо отметить, что в дальнейшем большее количество поклевок гольца было все-таки на Mepps 5 и 6. Видимо, хищнику эти блесны больше напоминали его основную пищу - ряпушку.

Интересна и особенность проводки: вертушку "стаскивают" с меляка на бровку, при этом много поклевок происходит именно в тот момент, ког­да блесна появляется над " бездной" -ведь бровки на озере в основном очень крутые. Если поклевка не последовала, продолжают максимально медленно вести блесну, периодически приоста­навливая (сбивая ее работу) на 2-3 секунды. После достижения дна про­водка такая же, при этом стараются иногда задевать дно при остановках.

Неплохой результат показали также самодельные крупные двухсторонние и утяжеленные блесны "Атом", которые местные в знак уважения называют "Киллером". Главное достоинство их, на наш взгляд, в том, что они быстро достигают большой глубины (а голец зачастую стоит на глубинах 10 и более метров) и не впадают в штопор при пе­риодических паузах на проводке.

Голец при вываживании оказывал очень мощное сопротивление, осо­бенно сильны были его рывки, что до­ставляло нам огромное удовольствие. Кожа у него очень толстая и твердая. Когда один из гольцов при атаке про­махнулся мимо блесны и Owner (на который мы сразу поменяли стандарт­ные тройники блесен) зацепился за его дубленую кожу прямо посередине тела, мне было довольно непросто вы­нуть крючок из его бока.

Необходимо отметить, что наша рыбалка оказалась довольно трудовой и чем-то напоминала волжскую. В день каждому из нас удавалось добыть до 5-6 особей весом до 5 кг. При этом тре­бование к отдыху каждой точки при поимке 2-3 особей было обязательным условием. Складывалось впечатление, что при вываживании обреченный го­лец подавал остальным какие-то сиг­налы, потому что клев прекращался как обрезанный и возобновлялся толь­ко через несколько часов.

Наши наблюдения подтвердили местные спутники. Они рассказали, что имеется заветное для рыбаков ме­сто под водопадом, где очень чистая вода, и всегда в ней можно увидеть не­сколько десятков гольцов на глубине от 6 до 10 метров. Так вот, когда они прилетают туда на рыбалку, то ловит только тот, кто быстрее других добе­жит до этого "аквариума" (так они на­зывают это место) и первый поймает 2-3 штуки. Остальным рыболовам по­том приходится довольствоваться на­блюдением того, как "предупрежден­ные" гольцы игнорируют блесны, более того, иногда даже отталкивают их от себя плавниками при столкно­вении с ними. Характерно и то, что первыми клюют самые крупные особи, более мелкие уступают им дорогу.

93.1Kb

Мы обнаружили в акватории на­шего лагеря три речки, и именно там с удовольствием охотились на гольца. Очевидно, речки приносят и корм, и более холодную и насыщенную кисло­родом воду, что привлекает рыбью ме­лочевку, а за ней следует и хищник.

Во время "гольцовых пауз" мы за­нимались ловлей хариуса, который клевал довольно неплохо, однако был мельче того, что мы ловили в прошлом году на реке Рыбная.

А еще мы наслаждались занима­тельными рассказами о местной фауне управляющего этой небольшой базы Альбертыча, который живет здесь поч­ти круглый год один. Если учесть, что снегу зимой наметает под самую кры­шу домов, что средняя температура в это время года -35 градусов, и мороз в 50 градусов - это довольно рядовой случай, поневоле проникаешься ува­жением к силе духа этого человека.

Альбертыч готовил нам местное очень вкусное блюдо из гольца под на­званием сугудай (свежий голец режется на мелкие кусочки, поливается лимон­ным соком, перемешивается с луком и через 2 часа уничтожается под различ­ные напитки) и пек нам лепешки, кото­рые он готовит себе вместо хлеба.

Мы с удовольствием слушали его рассказы о загадочной огромной рыбе под названием "Мончегор", которая обитает на больших глубинах в озере, об овцебыке весом в 300 кг, который у него жил вместо собаки на базе. Овце­бык отличался полным неприятием ал­коголя, поэтому вступал в небольшие конфликты с рыболовами, которые "перебирали" и пытались с ним бодать­ся. Заканчивался конфликт обычно в пользу Гриши (так звали овцебыка), а незадачливых героев Альбертыч спа­сал из воды! Кроме этого Гриша любил чистоту, поэтому съедал все пакеты, чехлы и сумки, которые просто лежа­ли без присмотра. Жаль, что его этой зимой самого съели волки...

61.8Kb

Время года, которое мы выбрали для рыбалки (начало сентября), для Тай­мыра является еще летом, и для гольца вода все-таки теплая. Местные расска­зали нам, что перед началом ледостава в конце сентября и при таянии льда в середине июня клев усиливается в не­сколько раз. Особенно им нравится ры­балка по последнему льду, когда через несколько секунд после заброса блесны в большие полыньи, появляющиеся в местах впадения в озеро речек, рыболов может сразу разворачиваться и двигать­ся в сторону от нее, утаскивая за собой уже повисшего на снасти гольца. Нам такое удовольствие показалось спор­ным с точки зрения эстетики рыбалки.

Окончательно влюбившись в Тай­мыр, мы решили поехать в следую­щем году в более позднее время и на этот раз разбить палаточный лагерь в самом интересном (по мнению наших проводников) месте для рыбалки, там, где из озера Кета вытекает единствен­ная река - Рыбная.