Россия, Нижегородская область, Воротынский район, дер. Лысая Гора,
влево по дамбе 6 км
Берём только крупную

Расположение базы «Васильсурскаяслобода», где мы с друзьями-спиннингистами стараемся бывать как можно чаще, позволяет за один летний день половить рыбу на Волге, на ее роскошных многочисленных заливах и протоках, а также на двух крупных волжских притоках: левом - Ветлуге и правом - Суре. Разноплановость прилегающей к базе акваториип озволяет выбирать и совершенно разные технико-тактические схемы ловли рыбы. В затопленных Чебоксарским водохранилищем озерах можно ловить на ультралайт окуня, язя, красноперку, сорогу и даже линя с карасем, а можно отправиться в увлекательное «сафари» за крупным волжским хищником!

 

Ловля крупного хищника в райо­не Васильсурска представляет для нас безусловный интерес. Прежде всего, потому, что его здесь много. Главное правило, которого сле­дует придерживаться при охоте на местных «крокодилов» — отказаться от ловли мелочи. Это значит, что, выезжая на ловлю крупной рыбы, мы не будем отвлекаться на жерехово-окуневые котлы, ловлю щуки-травян­ки и берша. Это бывает сложно, и лучше приступать к трофейной ловле уже «насытившись» частыми поклевками-подсечками-вываживанием другой, более мелкой рыбы.

 

К сча­стью, период активности крупной рыбы приходится на конец спиннингового сезона, когда ловля «мелочи» до 3 кг уже порядком надоела, и мы можем без нервов приступить к охоте за трофеями. В выборе места ловли крупняка есть два варианта: ловля на русловых бровках (береговых и фарватерных), а также в заливах. Рассмо­трим каждый из них в отдельности.

 

Пристреляться к глубинному (фарватерному) хищнику можно букваль­но в 200 м от базы, на так называемой второй насосной яме. Глубина 15 метров позволяет надеяться на встречу с настоящим волжским леви­афаном, что и случается здесь каж­дый сезон. Лично автору этих строк удалось с этой щедрой точки брать только щук до 4,5 кг, но я был свидете­лем поимок в том месте и более завид­ных трофеев. В первый год работы базы было опасение, что такие точки будут быстро выбиты и придется за приличным трофеем ездить все даль­ше и дальше, но практика трех сезо­нов показала, что в данном случае мы имеем дело с принципом «свято место пусто не бывает» крупняк на насо­сной яме попадается регулярно.

 

Несмотря на то, что хорошо отловиться по крупняку можно и в преде­лах видимости базы, желание уехать куда подальше, конечно, периодиче­ски возникает. Победители прохо­дившего в августе 2005 года на «Васильсурской слободе» спиннингового фестиваля доехали до марий­ского Юрино (устье Ветлуги), чтобы ловить вовсе без конкуренции. Пой­мали они для тамошних мест не так много - 18 кг рыбы, но этого хвати­ло, чтобы увезти домой гран-при — транцевую надувную лодку. В месте их ловли автору удалось ловить двумя неделями позже. Несмотря на то что сезон был еще не «крокодилий» — самое начало сентября, — на лодку за день удалось взять несколько щук до 9 кг и соменка на 6 кг.

 

Здесь надо сказать о методике поис­ка «крокодильего» места. Оно бывает тесно привязано к стае белой рыбы, чаще всего леща. Все катера базы снабжены эхолотами, так что при небольшом умении вычислить стаю леща не представляется такой уж сложной задачей: нашел стаю рыбы — сбавляй газ. А дальше идет определе­ние «флангов» лещовой стаи и мето­дичный их обстрел джиговыми при­манками. Ревнители рыбацкой этики упрекают спиннингистов в багрении леща при такой постановке лодки. Выход есть, он довольно прост: ставь­те на снасть джиговую приманку в незацепляющемся формате и вы никогда, смею вас уверить, не заба­грите леща! А вот поймать его по-честному, «в рот», вполне можете. При ловле судака «из-под леща» в октябре 2003 года в районе Михай­ловского мой напарник по лодке выта­щил леща на 2,2 кг, и точно такого же леща поймала на золотистый твистер два года спустя в Разнежье одна московская спортсменка. Михайловское и Разнежье — это уже выше по течению, но до них от базы ехать не дольше, чем до того же Юрино на Ветлуге. Иногда стоит потратить минут 30—40 на дорогу, чтобы найти берущего хищника. А чтобы отреко­мендовать то и другое место, приведу два примера.

 

В Михайловском был установлен летом 2004 года рекорд области по судаку — 9 кг. Возможно, кто-то из нижегородских или приезжих спин­нингистов и ловил более крупного, но по причине природной скромно­сти никому об этом не сказал. Этот рекордсмен по судаку под Михай­ловским годом ранее обнаружил «щучье партсобрание». Сколько он в тот день поймал - я не скажу, чтобы не вызвать гнев рыболовов, никогда не превышавших дозволенную пра­вилами рыболовства норму вылова.

 

Мне доводилось на описываемой акватории самому несколько раз находить скопление крупной щуки. В октябре 2005 года меньше чем за час мы с напарником поймали нес­колько трофейных щук, общим весом 25 кг. Ловля велась без перестановки лодки, с одной точки. Неделей позже почти на том же месте случилось нечто подобное, но нового рекорда мы не поставили. Интересно, что дни, в которые мы так удачно обрыбились, были совсем разными: один жутко пасмурный, с осадками, а дру­гой солнечный. Но тенденция клева угадывалась, и вот какая. В первый хмурый день мы сменили точек 15 и сумели поймать только случайного «шнурка», а когда вдруг выглянуло солнце, случился и массовый выход крупной щуки, длившийся не более 40 минут. Через неделю все было с точностью до наоборот: весь день ярко светило солнце, но как только оно зашло даже не за тучку, а за жиденькое облако, за белесую пеле­ну — тут же начала клевать щука.

 

Привязки клева к изменению осве­щенности можно отметить и в дру­гих случаях, но нам здесь важно дру­гое: при охоте на крупного хищника на воде надо находиться весь корот­кий день, выход может состояться в любой момент и быть очень корот­ким! Разумеется, что при таком энтузиазме надо загодя решать вопрос питания, а именно брать с собой горячие напитки в термосах и высококалорийную пищу.

 

Но что это мы все о щуке да о щуке, как будто другого крупного хищника на Волге нет. Из супертрофеев надо обязательно упомянуть о соме. В се­зон 2005 года с разницей в несколько дней одним из жителей Каменки Воротынского района были пойманы на спиннинг два сома: на 23 и на 40 кг. Интересно, что первый сом упирался гораздо серьезнее второго, его вываживание затянулось до поздних суме­рек и рыболов уже совсем отчаялся взять солидный трофей, как ему помог счастливый случай. Какой-то суперприманки для ловли сомов на спиннинг не существует, берет он и на «резину», и на «поролон», а вот работа «квоком» может существенно повысить шансы на улов. И если рань­ше спиннингисты стеснялись приме­нять квок при ловле сома, то сейчас они все чаще задумываются о его использовании, а почему бы и нет?

 

При ловле на русловых бровках кроме щуки, судака и сома есть шанс поймать хорошего берша. Я не говорю о том «прозрачном» берше, который виснет на приманке и с упорством, достойнымлучшегоприменения, отрывает у нее хвосты, нет! Я говорю о берше весом в килограмм и более. Самого большого из известных мне бершей поймал мой товарищ, нижего­родский спиннингист в непосред­ственной близости от «Васильсурской слободы» и весил он 1,7 кг, согла­ситесь, достойный трофей.

 

Чуть реже в подобных местах может встретиться крупный окунь. Каких-то особых приманок для ловли его не требуется, десятисанти­метровая поролонка на грузике весом 28 г целиком проглатывается горба­чом весом 600—800 г, здесь мело­читься не надо. В отличие от крупно­го берша, крупного окуня на точке может оказаться много. Мои гастро­номические пристрастия выделяют копченого окуня перед копчеными же судаком и бершом. Поэтому я всегда готов уделить время для ловли крупного Percafluviatilis.

 

На фарватерных бровках в межен­ный период работают веса от 15 до 40 г. Не буду навязывать читателю свою точку зрения на выбор спиннинговой приманки, скажу только, что многие нижегородские рыболовы, перепробовав широкий спектр разно­образных твистеров и виброхвостов, остановились на поролонке собствен­ного изготовления, которыми удачно и ловят. Коль уж заговорили о снасти, могу подчеркнуть необходимость при трофейной ловле такой «мелочи», как металлический поводок. Подойдет гитарная струна или купленный в магазине качественный фирменный поводок, проверенный на прочность на безмене. А вот что стоит исклю­чить из списка вещей при выезде на трофейную рыбалку, так это куканы. На базе нет-нет да и случаются казусы, когда спиннингист забывает при перестановке лодки про кукан, вруба­ет мотор, а в результате рыба с кука­ном вместе или отдельно от него без­возвратно теряется.

 

В начале статьи мы говорили о двух технико-тактических схемах при охоте на крупную рыбу. Посвятив первую часть нашего разговора ловле на русловых бровках, отдадим дол­жное и второй. Она заключается в ловле крупного хищника в заливах, которые представляют собой в боль­шинстве случаев затопленные Чебок­сарским водохранилищем озера. Рельеф дна некоторых таких озер про­сто восхитителен: коряжники грани­чат с ракушечниками, а последние - с глубокими, до 10 м, ямами. По пери­метру такие озера опоясаны густым ковром водной растительности. В не­которых местах пробивается течение, а где-то бьют подводные ключи. Ну просто рай для местной рыбы! Само собой, крупный хищник: щука, окунь, сом, судак занимают достаточ­но глубокие места озер-заливов. Да-да, я не оговорился, несмотря на то что судак и сом предпочитают Волгу с ее течением, тем не менее они ловятся и по заливам! Не далее как в декабре 2005 года на жерлицы в одном из зали­вов были выловлены несколько суда­ков, самый крупный из которых потя­нул на 4,5 кг — по нынешним време­нам очень почтенный вес! Сом зимой, как вы знаете, не ловится, а вот летом поимки по «глухим» непроточным заливам сомов до 30 кг совсем не ред­кость. Пожалуй, только берша трудно встретить в такого рода местах, но его отсутствие с лихвой компенсируется наличием крупного окуня.

 

Если на русле конкуренция джиговым приманкам пока немыслима (если не брать в качестве контраргу­мента такую специфическую ловлю, как ночная судачья с применением воблеров), то при ловле в заливах можно дать фантазии разыграться. До сих пор некоторыми пожилыми рыболовами с успехом применяются колеблющиеся блесны. Незатейли­вость приманки и снасти в целом с лихвой компенсируется великолеп­ным знанием местности, а потому эти опытные рыболовы зачастую бывают с завидными трофеями. Если у вас есть возможность «допро­сить с пристрастием» местного рыбо­лова, сделайте это. Понимание водо­ема после получасовой обстоятельной беседы возрастет на порядок! В нашем случае роль таких «экскурсо­водов» берут на себя опытные егеря «Васильсурской слободы», доверять которым можно хотя бы потому, что они каждый день долгого сезона открытой воды на этой самой воде проводят и хорошо знают что к чему. А вот с приманками мы мудрим уже сами. Фаворитом последних двух лет при ловле в заливах стали воблеры и попперы. Первые при прочих равных условиях ловят больше рыбы, но зато вторые дают возможность видеть воочию атаку приманку хищником — потрясающее зрелище, милое сердцу каждого рыболова! Кроме воблеров и попперов пользуемся иногда вер­тушками и колебалками-незацепляйками, проводимыми по траве. Это только в умных книгах «про рыбу ловить» написано, что в траве нет крупной щуки. Те, что удавалось мне из травы выдирать, и вправду не превышали 5 кг веса, но были поклевки и таких «монстров», что не выдержи­вала заведенная в траву серьезная плетенка.

 

Крупная щука есть в заливах не всегда. Показателен был прошлый спиннинговый сезон, когда щуки в заливах, и особенно в коряжниках по общему мнению было мало. Тем большим было наше удивление, когда именно крупная щука стала брать по установлении льда на жерлицы. В середине декабря автор этих строк стал свидетелем поимки подмосков­ным жителем за два коротких дня почти 30 кг щуки, самая крупная из которых потянула на 9 кг! И ведь именно этот залив осенью не давал крупной рыбы, из чего можно заклю­чить, что зашла она туда уже после ледостава. Другие варианты, приз­наюсь, и рассматривать не хочется. В тот день я очередной раз дал себе слово начать ловить жерлицами, но, точно знаю, что это слово нарушу — зимой меня гораздо больше греет в прямом и переносном смысле ходовая ловля окуня на блесну.

 

Дмитрий Тужилкин