Россия, Нижегородская область, Воротынский район, дер. Лысая Гора,
влево по дамбе 6 км
ВАСИЛЬСУРСКАЯ СЛОБОДА

Все началось с того, что я по приглашению своего приятеля, рыболова и путешественника с весьма приличным стажем, оказался на рыболовной базе «Васильсурская слобода», что находится в Нижегородской области и располагается на правом берегу Волги в устье реки Суры, верхней части Чебоксарского водохранилища. Ехать до базы сравнительно недолго. Ночь на поезде «Москва - Нижний Новгород», далее 2,5 часа автомобилем. База предоставляет трансферт от железнодорожного вокзала. «Васильсурская слобода» представляет собой дебаркадер, где все обустроено для отдыха рыболовов. Это и комфортабельные каюты, уютный ресторан с прекрасной кухней, а также русская баня, сауна и бильярд. В общем, все то, что сможет «вернуть к жизни» усталого путника, исколесившего в поисках рыбы десятки километров и намахавшегося спиннингом.
Акватория в здешних краях настолько разнообразна, что каждый из приезжающих сюда может без труда выбрать себе место, и не одно, исходя из предпочитаемых способов ловли. Особо ленивые ловят окуня, берша и даже жереха прямо с палубы дебаркадера. Рыба здесь клюет весьма неплохо, но что касается более крупных или трофейных экземпляров, то тут, как говорится, угодья в вашем распоряжении. Опытный егерский состав и катера, оснащенные эхолотами, весьма упростят задачу в выборе места ловли, тем самым экономя время для рыбака. Первый день пребывания на «Васильсурске» мы целиком и полностью посвятили джиговой ловле, и хотя я, честно говоря, отдаю предпочтение более легкому спиннингу, желание половить судака в этот раз перевесило. Нашего егеря звали Сергей. Узнав, какая рыбалка нас интересует, он направил катер к судачьей яме, которую, кстати сказать, открыл незадолго до нашего приезда. Подойдя к заветному омуту и определив по эхолоту более удобное место для стоянки, мы заякорились. Глубина здесь была приличная, метров двенадцать, течение практически отсутствовало. Сделав несколько пробных забросов, остановили свой выбор на груз-головках весом 28 г. Что же касается силиконовых приманок, то здесь уже каждый подбирал индивидуально, руководствуясь личным опытом и известными только ему соображениями.
Удилища применяли мощные, с тестами 10-50 г и 15-60 г, оснащенными катушками 3500 и 4000 по классификации Daiwa. Относительно лесок наше мнение сошлось на «плетенке» диаметром 0,21 мм. Кстати говоря, очень важной деталью в оснастке при ловле в здешних местах является длина металлического поводка. Она должна быть никак не меньше 20 см. В противном случае можно легко остаться без долгожданного трофея и к тому же потерять любимую приманку. Рыба не заставила себя долго ждать, и через несколько минут первая поклевка порадовала моего друга. Борьба длилась недолго, и судак весом 1,5 кг открыл счет сегодняшнего дня. Рыба соблазнилась восьмисантиметровым твистером салатового цвета. За следующие 1 5 минут мой друг вытащил еще двух судаков, значительно крупнее первого, а я, методично меняя приманки,так и не удостоился поклевки.

Мне помог Сергей. По его наставлению я повесил девятисантиметровый виброхвост фирмы Mann's белого окраса с красной спинкой. Первый заброс, и двухкилограммовый судак отправился в садок к своим товарищам. День потихоньку перешел к вечеру. Мы поймали еще одного крупного окуня, судачка килограмма на два, и когда уже стало совсем темно, отправились на базу, обсуждая день сегодняшний и предвкушая завтрашнюю рыбалку. Ранним утром следующего дня мы решили начать ловлю уже со знакомой ямы. Утро оказалось более результативным, нежели вечер. Буквально с первых забросов стал ловиться судак, щука и берш. Но кульминационный момент наступил тогда, когда у меня в самом начале ступенчатой проводки произошла жесткая поклевка. После нескольких минут вываживания мы увидели спину довольно крупной щуки. Она предпринимала отчаянные попытки освободиться: вздымала свечкой над поверхностью воды, стремительно уходила под лодку, пытаясь сломать удилище, но, видимо, это был не ее день. Минут двадцать длилась борьба с зубастой хищницей, и вот уже, поверженная, она красуется на дне лодки. Щука соблазнилась рипером красного цвета с черной спинкой французской фирмы Delalande и потянула на 5,5 кг, но в здешних местах это вполне обычное явление, а трофейные экземпляры, по словам местных жителей, измеряются пудами. Еще немного порыбачив на уже полюбившейся яме, мы решили перейти на более легкую снасть и половить на мелководье. Тем более что внезапно поднявшийся ветер был изрядной помехой для джиговой ловли. Скрываясь от сильных порывов ветра, мы зашли в небольшую извилистую речушку под названием Лутоша, по берегам которой красовались густые леса. Тихо сплавляясь по течению, мы ловили рыбу практически на каждом забросе. В основном это были окуни, хотя щука тоже не представляла особую редкость. В основном применяли вращающиеся блесны различных фирм-производителей, но я отдал предпочтение приманкам с формой лепестка Aglia. Течение Лутоши сравнительно медленное, так что в данном случае форма лепестка особой роли не играла, а вот размер блесны - безусловно. На мой взгляд оптимальным размером при данной ловле были вертушки №4 (по мепсовской классификации). Что касается расцветки, то приоритетом являлись белый и медный цвета.
В азарте ловли день пролетел незаметно. На базе во время ужина я долго благодарил приятеля за его приглашение и восхищался здешней кухней, красотой природы и обилием рыбы. Оставшиеся два дня мы посветили рыбалке в коряжниках, которым нет счета на прилегающей к базе территории водохранилища. Признаться честно, для меня такого рода ловля является более увлекательной, нежели джиговая. Посудите сами, одно неверное движение, и можно остаться без любимой блесны или воблера. Да и у рыбы гораздо больше шансов сойти с крючка, забившись под корягу или запутав снасть в обилии водной растительности. Возможно, кто-то со мной не согласится, отдав предпочтение менее экстремальным участкам водоема, но здесь уж, как говорится, дело вкуса - ведь где, как не в коряж-нике, лучше оттачивать мастерство заброса, проводки и чувствовать игру приманки. Ну и конечно же процесс вываживания становится более захватывающим, нежели при обыкновенных условиях ловли.
Дойдя до места, моему взору открылся мертвый лес, торчащий из водной глади - результат неправильных расчетов при заполнении водой чаши Чебоксарского водохранилища. Вооружившись удилищами с тестом 5-25 г и 7-28 г, мы начали ловлю. Поиск рыбы не составил особого труда. Изобилие подводных препятствий и благоприятные условия для рыбьей молоди превращали это место в своего рода рыбью ферму. Без всякого преувеличения могу сказать, что рыба ловилась с каждого заброса. Причем она одинаково хорошо брала как на вращающиеся блесны, так и на колеблющиеся «незацепляйки», применение которых, кстати говоря, было более разумным в здешних условиях. В основном попадался окунь весом до 300 г. Нас же интересовали экземпляры покрупнее. Обратившись к помощи эхолота, стали искать ямы, которые еще до времен водохранилища являли собой разнообразные озера и пруды. На нашу удачу или же благодаря профессионализму егеря удалось достаточно быстро обнаружить несколько таких точек. А далее, чередуя приманки и технику проводки, мы начали поэтапный облов найденных мест. Предположения подтвердились. Рыба стала попадаться значительно крупнее. С одной такой ямки нам удавалось поймать до десятка крупных (от 0,5 кг) окуней в сравнительно небольшие промежутки времени. Единственный промах, который мы учли значительно позже, попрощавшись с несколькими трофеями, - это огромное количество ракушечника, нещадно резавшего плетеную леску. Выход из положения каждый из нас выбрал свой. Мой друг поменял «плетенку» на монофильную леску, а я предельно затянул фрикцион катушки, и хотя мой «способ» был, наверное, менее правильным, обрывы прекратились, и рыбалка приняла более приятный оборот.
Как известно, все имеет обыкновение заканчиваться. Пять дней на «Васильсурской слободе» незаметно подошли к концу. Сидя в мчащемся в Москву поезде, я мысленно прокручивал в памяти прошедшие сцены рыболовных баталий и прикидывал время, когда смогу вернуться снова в эти благодатные края.


Александр Нечаев